Выгорание и истощение

Выгорание и истощение

Как возникает истощение? В чём ошибка людей, попадающих в такую ситуацию? Чего им недостаёт? Почему у других людей, которые тоже много работают, не возникает синдром выгорания?

На эти вопросы отвечает Альфрид Лэнгле в книге «Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии».

выгорание и депрессия

Синдром выгорания и стресс возникают из-за жизни без внутреннего согласия в отношении содержания деятельности.

Человек в течение долгого времени занимается деятельностью (профессией) и тратит на это время, и не видит внутренней ценности задачи. И по этой причине не может иметь внутреннего согласия в отношении нее, не может ей действительно отдаться. Тогда неизбежно возникает внутренне опустошение, некий вид «пред-депрессии», потому что не происходит диалогического обмена, в котором человек не только отдаёт, но также и получает.

Человек сторонится жизни, не вступает в отношения, и …наступает «психическая смерть». Работа становится неживой, безразличной; и сам человек становится безжизненным, пустым. Отсутствие наполненных переживанием отношений – это вред, который человек с не-экзистенциальной установкой причиняет себе самому и окружению. Как следствие, расстройство втекает в депрессивный круг. Синдром выгорания — это вид депрессии (депрессия истощения по Kielholz — см. Pöldinger 1994), который возникает без травматизации и органических нарушений, а только лишь из-за постепенной утраты жизненных ценностей.  

Определение выгорания

Синдром выгорания может быть опознан по трем описанным в определении К.Маслах симптомам (Maslach & Jackson, 1981 – цитируется по Brosch 1994, с.156):

1. Эмоциональное истощение. У работника появляется хроническая усталость, снижается настроение, иногда уже при одной только мысли о работе, также наблюдаются расстройства сна, диффузные телесные недуги, усиливается подверженность болезням.

2. Деперсонализация — дегуманизация. Отношение к коллегам, да и к тем, кто нуждается в его помощи, становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое «функционирование» и всячески избегает нагрузок.

3. Переживание собственной нерезультативности. Человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.

В последствии Дж. Сонек (1994) добавил к этой триаде симптомов ещё один — «витальную нестабильность». Он приводит следующие симптомы витальной нестабильности: депрессия, подавленное настроение, возбудимость, чувство стеснённости, тревожность, беспокойство, чувство безнадёжности и раздражительность. 

Под синдромом выгорания мы понимаем затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека. Истощение охватывает проявления всех трёх измерений человеческого бытия, как их описывал В. Франкл (1991) в своей модели:

· соматическое измерение: телесная слабость, функциональные расстройства, (например, бессонница) вплоть до снижения иммунитета к болезням;

· психическое измерение: отсутствие желаний, отсутствие радости, эмоциональное истощение, раздражительность;

· ноэтическое измерение: уход от требований ситуации и уход из отношений, обесценивающие установки по отношению к себе и к миру.

Человеку с синдромом выгорания не хватает истинного (экзистенциального) смысла для его действий (см. также Rothbucher 1996). Человеку не хватает переживания персональной исполненности. Исполненность – это результат воплощения в жизнь ценностей, которые человек ощущает как его собственные. Отдавая всего себя таким ценностям, человек тратит время и силы своей жизни, но не истощается, поскольку получает взамен нечто очень важное, что переживается им как равное тому, что вложено.  

Как может человек так долго работать, не переживая исполненности? Почему он соглашается на это?

 В этой ситуации человек мотивирован не содержанием задачи, не самим делом, которому он служит, а какими-то побочными целями. Карьерные устремления, влияние, зарплата, признание, социальное принятие, исполнение долга (само по себе) или необходимость освободиться от давления обстоятельств могут быть такими мотивами. При этом собственно объекты деятельности – будь то другой человек, задача, или беседа – его по-настоящему не затрагивают. В отношении них нет у него истинной эмоциональной открытости, они не «затрагивают душу», не подпускаются «близко к сердцу»

Динамика возникновения синдрома выгорания: действие ориентировано, как правило, на удовлетворение   субъективной нужды (дефицита) и лишь вторично на предмет занятий.

Для формирования настоящего синдрома выгорания, как правило, необходим исходный дефицит, в котором психически закреплена вызывающая данную болезнь установка. Типично то, что синдром выгорания возникает не в чрезвычайно тяжёлые времена, а начинает медленно развиваться во время выполнения повседневной работы.

В синдроме выгорания проявляется утилитаристская (= ориентирующаяся на надобность) жизненная установка с последующей утратой чувства жизни.

Жизнь с пренебрежением

Непонимание экзистенциальной действительности заключается в двойном пренебрежении:

— в пренебрежении к внутренней ценности других людей, вещей и задач, что ведёт к овеществлению соотнесений с миром;

— в пренебрежении к ценностям собственной жизни, которая точно также используется как средство для достижения цели, как и вещи в мире, и другие люди. Чувства, тело, потребности и интуиция отодвигаются в сторону, и это ведёт к утрате отношений с самим собой. Последствием является эмоциональное охлаждение самого себя

Жизнь с пренебрежением к внутренней ценности других и собственной ценности приводит к стрессу. Если описывать стресс в связи с переживанием, то он возникает из-за отсутствия соприкосновения с ценностью: то, что человек делает, ощущается и чувствуется не как ценное, как было упомянуто вначале. Если описывать стресс с экзистенциальной точки зрения, то в его основе всегда лежит отсутствующее согласие с непосредственной деятельностью.

С экзистенциально-аналитической точки зрения это является самым глубоким корнем стресса: делать что-то, не желая этого по-настоящему делать, и не присутствуя в настоящем на уровне эмоционального проживания («жизнь без внутреннего согласия»).