Предлагаю вашему вниманию подходы для работы с пограничным расстройством личности.
Диагностика
Чтобы диагностировать ПРЛ, нужно знать психиатрию. В любом случае нужно к психиатру для подтверждения или постановки диагноза. Можно предполагать ПРЛ, если есть самоповреждения и страх покинутости, сильная чувствительность.
Диагноз ставится при наличии ≥ 5 из следующих признаков:
- Сильная чувствительность, эмоциональная дисрегуляция
- Отчаянные усилия избежать состояния покинутости (реальной или воображаемой)
- Нестабильные, интенсивные отношения, с периодами идеализации и обесценивания другого
- Нестабильная самооценка или самоощущение, нечеткая идентичность
- Импульсивность в ≥ 2 сферах, в которых пациент может наносить себе вред (небезопасный секс, переедание, опасное вождение)
- Повторяющееся суицидальное поведение и/или жесты, угрозы, или самоповреждение
- Быстрое изменение настроения, длящееся обычно всего несколько часов и редко больше нескольких дней
- Стойкое чувство пустоты
- Неадекватно сильный гнев или неконтролируемый гнев — это классическое ПРЛ. Без гнева ПРЛ вряд ли бывает. У тихого ПРЛ гнев подавляется и направляется на себя.
- Временные параноидальные мысли
- Диссоциация как реакция на стресс
- Симптомы проявляются в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Тихое ПРЛ
- Клиенты прикладывают огромные усилия, чтобы скрыть свои страдания от окружающих;
- Проявляют агрессию по отношению к себе, а не к другим;
- Не понимают свои главные триггеры, но страдают частыми сменами настроения
- В межличностных конфликтах склонны к изоляции вместо драматических сцен. К примеру, произошла ссора с близким человеком, и страдающий тихим ПРЛ не устроит истерику, а спрячется и будет переваривать эту ситуацию наедине с собой;
- Тревожный или избегающий типы привязанности: тревога, закрытость и недоверие людям, несмотря на сильное желание близости;
- Усиленные попытки всеми возможными способами избежать конфликты. Если конфликт все-таки случился, то «тихий пограничник» берет всю вину на себя;
- Боятся подпускать людей близко, потому что считают, что “маска спадёт», и человек отвернётся;
- Диссоциируются в случае сильного стресса: например, в виде разъединения со своим телом или провалов в памяти;
- Чувствуют скуку и пустоту, сопровождающиеся желанием понять самого себя: задают себе вопросы как «кто я такой?”, «в чем я на самом деле нуждаюсь?», «кем я являюсь и к чему принадлежу?
- Избегают разговор о себе, находясь в позиции активного слушателя;
- Переключают людей из позиции «идеальный» в «самый худший» (и наоборот) в зависимости от их поведения;
- Сомневаются в том, что окружающие любят их по-настоящему: подозревают в изменах и неискренности;
- Считают, что не заслуживают счастья и постоянно ждут неприятности (которые сами в последствии и создают).
- Очень лояльные во время терапии, но внезапно могут уйти, если разочаруются в терапевте
ДБТ — диалектическая поведенческая терапия
Самый известный подход в лечении ПРЛ.
Тренинг навыков – это программа обучения навыкам ДБТ в групповом формате, включающая четыре блока:
1. Навыки осознанности – навыки, помогающие уменьшить психическую вовлеченность в неприятные переживания и увеличить психическую вовлеченность в приятные моменты жизни.
2. Навыки перенесения дистресса – как увеличить свою устойчивость (толерантность) к стрессу.
3. Навыки эмоциональной регуляции – как уменьшить свою эмоциональную уязвимость, как решать проблемы, вызывающие негативные эмоции.
4. Навыки межличностной эффективности – как эффективно добиваться своих целей в отношениях (просить, отказывать), как строить (развивать) отношения, как сохранять самоуважение в отношениях.
Инфо: https://new.kpt.by/dbt2021
Эффективна также индивидуально, в виде упражнений. Но нужно сочетать с другим подходом.
Схема-терапия
Эмпатичный подход, где используется ограниченное родительство, выделяются названия для разных состояний клиента, одна из главных техник — рескриптинг в воображении
Очень помогает объяснять клиенту что с ним происходит. Для меня это основной подход работы с ПРЛ. Растим здорового взрослого и радуем себя как ребенка.
Терапия проходит в несколько этапов:
- Терапевтический альянс и эмоциональное регулирование.
- Изменение дисфункциональных режимов.
- Развитие автономии.
Больше информации:
Учиться можно у Илоны Кроне:
https://www.facebook.com/events/246307018051462/?ref=newsfeed
Курс проводит Ульяна Авчинникова — схема + психодрама + кпт, авторский подход, курс для кптср:
https://attachment-theory.by/complex_ptsd_treatment
АСТ (экт) Терапия принятия и ответственности
Терапия принятия и ответственности сводится к тому, что клиента обучают переставать бороться со своими чувствами и эмоциями. Они приходят и уходят и все.
Затем вводится экзистенциальный элемент — ощущение себя, не основанное на прошлом опыте слияния со своими эмоциями и мыслями. А на настоящем моменте.
После чего постановка целей и действия, направленные на их достижение.
Клиент находит новые ценности, вместо концентрации на том, какой он плохой. И ценности действительно достойная вещь для того, на чем концентрироваться. Не я плохой, или у меня все плохо. А я учусь, помогаю себе, и мое здоровье и мои связи — вот что для меня ценно.
А негативный опыт я принимаю.
Почитать можно здесь https://iyaroslav.ru/act-therapy/
МБТ. Терапия, основанная на ментализации
Ментализация в самом общем виде — это способность понимать, что у тебя и других людей есть различные внутренние причины для переживаний и поступков;. Отцы-основатели МВТ определяют ментализацию скорее как навык, т.е. что-то из области когнитивного, невозможное без эмоционального интеллекта. Привязанность — условие формирования и развития этого навыка, так сказать среда в которой это происходит. Поэтому очень важно формирование привязанности между клиентом и терапевтом.
Клиент с ПРЛ может иметь очень плохую ментализацию, учитывать только себя в отношениях. Например, говорить, если мне плохо, то мой партнер плохой, он меня не любит, ему плевать на меня, я уйду от него. И клиент от этих мыслей в аффекте. У клиента есть страх создания привязанности, быть слишком близко, и страх разрушения привязанности. МБТ обучает клиента переносить аффект, фокусироваться на нем вместе с эмпатическим подходом терапевта. А также ментализировать, рассматривать альтернативы: почему еще он мог так поступить? что он чувствует, когда ты его бросаешь?
Вопросы для ментализации:
● Как вы думаете, что про это думает или чувствует Х?
● Есть ли у вас объяснения, почему он_а так сделал_а?
● Какие могут быть другие способы дать ей понять, каково вам?
● Как вам кажется, что повлияло на е_ё состояние/поведение?
● Если бы кто-то другой был на этом места, чтобы е_й надо было сделать/сказать?